В разнообразных и разнохарактерных танцах Египта отразилось, в сущности, жизнь создавшего их народа. Однако на профессиональную сцену, на концертную эстраду они до недавнего времени не допускались. Важную роль в "открытии" и пропаганде национальной хореографии сыграл Махмуд Реда, пионер в области изучения и исполнения этого искусства не только в Египте, но и на всем Ближнем Востоке.
Человек разностороннего образования и интересов, выпускник экономического факультета Каирского Университета и одновременно танцовщик, обладающий незаурядными способностями, Махмуд Реда много трудился как собиратель египетского национального фольклора. Начиная с долины Нила до пустыни, с дельты и до оазисов, он изучал не только лексику танца, но в первую очередь, обычаи и традиции, обряды, старался проникнуть в психологию жителей того или иного района страны.
И в дальнейшем Реда в своих сценических обработках народных танцев разных регионов никогда не забывал о главном- о сохранении их оригинальной неповторимости и духа. Исследователь принес в профессиональное танцевальное искусство подлинно народную плясовую культуру, которая постоянно развивается и обогащается. Его заслуга в том, что народный танец у нас в стране обрел значение профессионального искусства, а профессия танцовщика стала уважаемой.
Махмуд Реда горячо любящий классический балет и современное хореографическое искусство, понимал, что египетский народный танец - это бесценное сокровище, которое необходимо широко пропагандировать, Если эту задачу решить , то в национальной культуре будет восстановлено весьма важное , недостающее ей звено. И здесь египетскому Хореографу помог опыт зарубежных ансамблей народного танца , и в особенности опыт Ансамбля народного танца Союза ССР , руководимого Игорем Моисеевым.
История начинается с того момента, когда Совет по делам молодежи организовал конкурс для приема девушек и юношей в танцевальную группу. Реда готовил постановку танца, в котором должны были участвовать четверо исполнителей - мужчин и столько же женщин. Фарида Фахми, в последствии известная танцовщица, солистка ансамбля, в то время была еще девочкой, только-только начинающей познавать азы танцевальной науки. Все начиналось буквально с нуля. Именно тогда, в 1957 году, в Каир приехал Игорь Моисеев: он хотел познакомиться с репертуаром танцевальной группы, выступления которой предполагалось в Москве, на всемирном фестивале молодежи и студентов. Его советы очень помогли в подготовке египетских энтузиастов.
В советской столице молодые египетские артисты участвовали в конкурсе танцевальных коллективов. Надо сказать, что успех ансамбля Реды был ошеломляющим : несмотря на допущенные при исполнении незначительные погрешности, зрители устроили египтянам настоящую овацию. В итоге - третья премия на таком представительном форуме, как Московский фестиваль." После этого мы решили, - вспоминает балетмейстер, - заняться на основе систематического и серьезного изучения истоков народного искусства тщательной обработкой его образцов с тем , чтобы познакомить с ними народы мира." Но как это сделать?
С давних времен танцевать публично в Египте считалось неприличным, унизительным, и ни одна уважающая себя семья не хотела отдавать своих детей учиться танцевальному искусству. Реда обратился за содействием в Министерство культуры и национальной ориентации и уговорил начать заниматься некоторых спортсменов и спортсменок. Из них он надеялся создать ядро первого профессионального египетского хореографического ансамбля. Эти девушки и юноши, никогда раньше не танцевавшие, в течении нескольких месяцев стали энтузиастами, 6 августа состоялся долгожданный дебют Ансамбля Махмуда Реда. К великому удивлению артистов, в на концерт пришли одни мужчины, женщины же, опасаясь за свою репутацию и не будучи уверены в том , что зрелище окажется приличным, не пришли. Но на следующих представлениях , к радости Реды, появились женщины и, даже дети.
Одним из секретов успеха Ансамбля М.Р. является то, что каждый танец - это доведенный до совершенства маленький спектакль, взятый из жизни обитателей какого-либо района Арабской республики Египет. Разумеется подготовить такую композицию, добиться совершенства ее исполнения- дело непростое. Это требует времени и усилий.
Вдохновение - один из важных элементов в процессе сочинения хореографического произведения. М.Р. создал для собирания фольклора специальную группу, члены которой, взяв с собой фотоаппараты, кинокамеры, магнитофоны, отправились в Верхний Египет. Это путешествие было интересным, насыщенным яркими событиями, весьма результативным по собранным материалам. Участники экспедиции находились на довольно-таки большом расстоянии от храма царицы Хатшепсут в Дейр аль-Бахри, когда до них донеслись мощные звуки песни, усиливаемые горным эхом. Казалось, звучат воскресшие ритуальные гимны времен фараонов. Артисты подошли к храму и увидели рабочих, занятых на раскопках. Они пели и им вторило горное эхо. Картина произвела на танцовщиков сильное впечатление. Позднее ансамбль снялся в фильме "любовь в Карнаке" в музыкально-танцевальном эпизоде о храме Хатшепсут. В нем звучит услышанная тогда песня. В Карнакском храме Луксора артисты провели весь день. Их сопровождали местные умельцы, под звуки сельской свирели, барабана и ребаба для гостей исполнялись "танец с палкой" и " игра дровосека". Реда много фотографировал, записывал инструментальную музыку и песни. Эти материалы затем легли в основу решения "Танца с палкой". Кстати , изображения древних интерпретаторов "Танца с палкой" Реда и его коллеги увидели на многих памятниках периода фараонов. Этот поистине великий танец сохранил свой характер, красоту на протяжении столетий.
Там же, в Луксоре, собиратели познакомились с нубийскими танцами, Их показывали нубийцы, работающие в Луксоре и Асуане. Особенно запомнился праздник на небольшом островке посередине Нила. Нубийцы разных возрастов - дети, юноши, старики, одетые в традиционную белую одежду с большими чалмами на головах, танцевали с большим воодушевлением, темпераментно, энергично, демонстрируя силу, энергию, ловкость. Пляски исполнялись под аккомпанемент единственного ударного инструмента - большого барабана, называемого "аддахля".
Группе М.Р. посчастливилось даже увидеть как пляшут нубийки (а они это публично никогда не делают), и зафиксировать наиболее характерные их движения, а также сфотографировать национальные костюмы девочек-нубиек.
По возвращению в Каир Члены группы М.Р. с энтузиазмом принялись за обработку собранных танцев, просматривая и систематизируя богатейший материал. Лауреат многих международных конкурсов, этот творческий коллектив - гордость современной египетской хореографической культуры.
цитата отсюда